КЛЮЕВ В.К.
ПЛАТНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 
В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

        Предоставление современными российскими библиотеками отдельных услуг пользователям на возмездной основе вызывает неоднозначную реакцию в профессиональных кругах. Целесообразность и допустимые границы платности в библиотечной деятельности, формы и виды дополнительного платного обслуживания средствами библиотеки являются сегодня предметом постоянной полемики теоретиков и практиков отечественного библиотечного дела. В этой связи небезынтересно проанализировать существовавшие ранее подходы к данным проблемам, выделить наиболее значимые этапы в истории развития платного библиотечного обслуживания, рассмотреть и сопоставить точки зрения признанных классиков библиотековедческой мысли, обобщить имевшиеся прежде мнения библиотечных работников.
        Первые платные библиотеки (впоследствии так называемые Библиотеки для чтения) возникли в России во второй половине XVIII в., став одним из основных источников обеспечения различных слоев населения актуальной литературой. Плата за пользование  выдаваемыми на дом изданиями варьировалась, их сохранность и возврат гарантировались взиманием эквивалентного стоимости денежного залога. К услугам подобных “коммерческих” библиотек, как показывают исследования современных авторов (например, А. Рейтблат), обращалась довольно многочисленная читательская аудитория, что позволяло им успешно конкурировать с сетью городских публичных библиотек, а также с полностью бесплатными библиотеками (так называемыми Библиотеками для народа). 
        Одновременно во второй половине XIX в. платное обслуживание стало практиковаться публичными библиотеками. Так, в Правилах работы Екатеринбургской публичной общественной библиотеки им. В.Г. Белинского (1899) предусматривалось внесение платы за чтение, а за дорогие книги - “добавочного обеспечения”; при этом указывалось, что “все годовые подписчики имеют право голоса в общих собраниях библиотеки”. 
        Теоретические и организационно-технологические проблемы платных услуг в библиотеке начали детально разрабатываться с середины XIX в. Известен, например, комплексный проект постановки платного обслуживания, предложенный в 1852 г. директором Императорской публичной библиотеки В.Ф. Одоевским. Он предусматривал разноразрядные читательские билеты, ранжированный перечень услуг, тарифы в зависимости от срока пользования библиотекой (от четырех месяцев до года). 
        Вопросы платности библиотечного обслуживания находились в поле зрения такого классика отечественной библиотековедческой мысли, как Н.А. Рубакин. В работе “Этюды о русской читающей публике” (1895), в частности, указывалось, что плата за чтение “отгораживает многих... от библиотечных богатств”; обращалось внимание на отсутствие психологической подготовки читателей - “привычки платить за пользование книгой”. Значительно позже (1920) Н.А. Рубакин пришел к выводу о практической необходимости из-за пропажи, порчи и неаккуратного возвращения книг взимания дифференцированной платы (в зависимости от количества выдаваемых книг) и залога с посторонних читателей собранной им библиотеки (Швейцария), собственноручно подготовив развернутые правила на этот счет и изложив их в специальном письме.
Другой крупнейший библиотековед - Л.Б. Хавкина так же считала плату за чтение в библиотеках “в высшей степени” нежелательным явлением. В книге “Руководство для небольших и средних библиотек” (1911) она высказывалась против материального обеспечения в форме денежного залога за выдаваемую литературу, а относительно платы за пользование библиотекой предупреждала, что “массовый читатель..., не привыкший еще к книге настолько, чтобы за чтение платить деньги, в нее не пойдет”. 
        В первые годы Советской власти проблемы бесплатности и платности библиотечной работы были предметом размышления В.И. Ленина и Н.К. Крупской, нашли отражение в их публикациях и подписанных ими директивных документах. Следует отметить, что выступая однозначно за полную доступность библиотеки для всех желающих ею пользоваться, Ленин не исключал возможности “добровольных сборов” и “самообложений” посетителей библиотек (1921), а также предлагал “на счет местных налогов известные суммы установить” для приобретения книг в уездные библиотеки (1922). 
        Внедрение платного обслуживания в библиотеках нашло в годы НЭПа сторонников среди библиотекарей-практиков, стало интенсивно обсуждаться в 20-х гг. на страницах специального журнала “Книгоноша”. Можно выделить материалы А. Руднева, Е. Левицкой и др., считавших, что платность пользования библиотекой позволяет получать необходимые материальные средства для упорядочения и улучшения библиотечной работы, закупки дополнительной литературы, создания условий для привлечения новых читателей. При этом Е. Левицкая в статье “Бесплатная библиотека в условиях НЭПа” утверждала необходимость платных библиотек для имущих и получения как можно больших “средств для приобретения книг в бесплатную рабочую библиотеку”. 
        Немало было в те годы и активных противников платных услуг библиотек. Показательной в данном отношении является аргументированная статья А. Покровского с характерным названием “Плат-ность библиотек недопустима” (1924).
Последней точкой в споре о законности или незаконности платного обслуживания в библиотеках стало на этом историческом отрезке подписанное Н.К. Крупской распоряжение Наркомпроса РСФСР “Об отмене платности в библиотеках” (1930). В нем указывалось, что “платность в библиотеках нельзя рассматривать иначе как проявление делячества и оппортунизма в деле культурного строительства”, предлагалось “отменить немедленно платность там, где она существует”. 
        Отсчет современного этапа возобновления инициативных форм деятельности библиотек ведется с середины 80-х гг., когда был начат эксперимент по переводу библиотечных учреждений на новые условия хозяйствования. За прошедшее десятилетие в нашей стране кардинально изменилась социально-политическая и экономическая ситуация, создано качественно иное правовое пространство, трансформировались и усложнились функции библиотеки.
        В настоящее время особенно остро стоит вопрос о соотношении общественной миссии отечественной библиотеки и ее материальной обеспеченности. Каждому конкретному библиотечному учреждению важно четко определить свою роль и оценить собственные возможности в контексте нетрадиционных запросов новых категорий пользователей, формирующегося рынка платных информационных и сервисных услуг/продукции, существующих альтернативных каналов самофинансирования отдельных направлений работы. 
Правильно осмысленный исторический опыт реализации различных аспектов платного библиотечного обслуживания в дореволюционной и советской России позволит руководителям библиотек избежать крайностей как чрезмерной коммерциализации, так и необоснованной бесплатности сверхнормативного функционирования в рамках повседневной библиотечно-информационной деятельности. 
Hosted by uCoz